Первый «Чернобыль» был в 1961 году

Первый ядерный взрыв на территории Беларуси мог быть произведен в 1961 году. В пользу этой гипотезы говорит информация о всплеске радиации в Столинском районе за четверть века до Чернобыля. В 29-ую годовщину аварии на ЧАЭС разбираемся в истории, которая до сих пор тщательно скрывается.

Неоспоримый факт, про который почти не вспоминают: в 1961 году возле ур. Мерлинские Хутора зафиксирована резкая вспышка радиоактивности. Событие засекла та же самая шведская станция слежения, которая четверть столетия позже «поймала» радиацию в Чернобыле. В 1961 и 1962 годах с Ольманских болот, выселили несколько тысяч человек. Это жители Мерлинских хуторов, размещавшихся в северо-восточной части самых больших болот Европы.

В болотах на границе Лельчицкого и Столинского районов был создан самый большой в европейской части Земли полигон стратегического бомбометания: 41-й авиационный полигон, народное название «Мерлинский полигон», «Полигон Колки». Простыми словами: полигон для того, чтобы из-под Владивостока запустить континентальную ракету, и посмотреть, как точно она попадёт в выбранную цель.

Как и в случае с Чернобылем, про вспышку радиации узнали по радио «Свобода». Взрывы на тот момент уже бухали где-то там за горизонтом, полигон работал, но был ещё небольшим по площади. А что это за «радзивация» такая, никто не знал. Только через лет семь-восемь, когда вдруг выселенцы стали часто страдать малоизвестными им до того онкологическими заболеваниями, стали связывать это с событиями 1961 года.
Что конкретно могло вызвать радиационную активность, про которую встревоженно писала тогда западная пресса, и про которую молчала советская сторона, и продолжает молчать современная беларусская власть?

Пока архивы Министерства обороны Беларуси и России молчат, существую догадки. Одна из версий – тактическое ядерное оружие. В переводе на гражданский язык, это не бомба, которая вырастает всем известным по фотографиям здоровенным ядерным грибом и которая может уничтожить целый город. Тактический заряд может быть размером с обычный снаряд для пушки и испепелить площадь размером километра с два.

Про первую вспышку радиации в Беларуси, да и вообще в Европе, не пишут в «Книге Памяти» и не рассказывают местным школьникам. Зачем это скрывать – и что будет в будущем с законсервированным полигоном? Эти вопросы остаются без ответов.

Читайте также: